Все о ЕГЭ
ГИА-2024
Кампания ЕГЭ-2024
Федеральный телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38
«Горячая линия» Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ: +7 (495) 984-89-19
Официальный электронный адрес «Горячей» линии: ege.help@rustest.ru
"Горячая линия" ЕГЭ в Брянской области: +7(4832)63-83-49, +7(4832)58-73-07
УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).
- ВПРАВЕ УЧАСТВОВАТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ:
- обучающиеся, получившие «незачет»;
- обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований (в случае, если решение о включении процедуры удаления было принято на региональном уровне);
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса (п. 9 и п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в муниципальных органах управления образованием.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение |
Изложение |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи |
|
5. Грамотность |
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ
Прибытие на ППЭ
Во всех учебных заведениях страны ЕГЭ начинается в 10 часов утра по местному времени. Экзаменуемые прибывают на пункт приёма экзамена (ППЭ) заранее. Каждый ученик обязан иметь при себе следующие вещи:
- пропуск на ЕГЭ;
- паспорт;
- ручка с чернилами чёрного цвета;
- дополнительные предметы, разрешённые на экзаменационных испытаниях по некоторым дисциплинам.
Узнать о том, в каком кабинете будет проводиться экзамен, школьники могут от уполномоченных лиц, в задачи которых входит организация и проведение ЕГЭ. К аудиториям прикреплены организаторы, проводящие регистрацию участников.
Рассадка в аудитории
В установленное время участники, прибывшие на пункт проведения ЕГЭ, расходятся по кабинетам вместе с организаторами и рассаживаются строго по своим местам. Меняться с другими экзаменуемыми в отсутствие мотивированных причин запрещено.
После рассадки начинается раздача индивидуальных пакетов, содержащих материалы для экзамена. Организатор инструктирует участников ЕГЭ, проясняя такие вопросы, как процедура заполнения бланков, сроки проведения экзаменационных испытаний, порядок подачи апелляции, получение результатов.
Заполнение бланков
После получения экзаменационного комплекта каждый участник процедуры должен проверить целостность упаковки и количество бланков. В нём должны присутствовать задания (КИМ), бланки записи и два бланка ответов.
Заполнение бланков происходит под руководством учредителей. Написанные символы нельзя стирать или корректировать. Если была совершена ошибка, исправления вводятся в специально отведённом для этого поле. В верхней части бланков имеется образец букв и цифр, которому необходимо следовать во избежание ошибок при сканировании.
Проведение ЕГЭ
Порядок проведения ЕГЭ определяется федеральным документом. Это Приказ Минобрнауки РФ от 26.12.2013 г. Он устанавливает следующие правила проведения ЕГЭ:
- Участники постоянно находятся в аудитории. Они имеют право покинуть её при наличии уважительной причины. Перед этим необходимо сдать все бланки учредителю. Выходящие из аудитории, в обязательном порядке, сопровождаются дежурным или одним из организаторов.
- Экзаменуемым нельзя использовать свои бумаги для черновых записей. Все черновики выдаются организатором. Сотовые телефоны, справочники и словари также запрещены.
- Нельзя разговаривать, вставать с места без наличия уважительной причины, меняться местами с другими участниками ЕГЭ, передавать или получать от них какие-либо предметы.
Подробное описание всех этапов Единого государственного экзамена и методические рекомендации доступны на официальном сайте ФИПИ.
Окончание ЕГЭ
Когда заканчивается время проведения экзамена, организатор сообщает участникам процедуры, что они должны закончить выполнение заданий. Далее экзаменуемым предлагают заполнить специальную форму, в которой указываются сведения о замеченных ими нарушениях. После этого учредители собирают бланки и упаковывают их в пакеты в присутствии экзаменуемых. Они вместе с протоколом о проведении экзамена передаются членам ГЭК, которые, в свою очередь, обязаны доставить пакеты в РЦОИ.
Чем можно пользоваться на ЕГЭ
Как было сказано выше, участникам ЕГЭ разрешено взять с собой на экзамен только паспорт, пропуск и чёрную ручку. Однако экзаменационные испытания по отдельным дисциплинам предполагают наличие дополнительных предметов:
- на ЕГЭ по математике список вспомогательных материалов сводится к линейке и справочной литературе, которая выдаётся вместе с комплектом заданий.
- на экзаменационные испытания по физике можно взять с собой непрограммируемый калькулятор, выполняющий арифметические действия, а также производящий вычисление квадратных корней и тригонометрических функций, и линейку.
- на химии не запрещается использование калькулятора, таблицы Менделеева, электрохимического ряда напряжений металлов и таблицы растворимости кислот, солей и оснований.
- во время ЕГЭ по географии можно применять транспортир, линейку и калькулятор.
Бланк ЕГЭ
Правила заполнения:
- бланки необходимо заполнять черной гелиевой ручкой;
- в бланке регистрации все буквы и цифры должны быть написаны четко по образцу, приведенному в верхней части бланка;
- не разрешается пользоваться замазкой или ластиком для исправления ответа (если ответ надо исправить или заменить, вы можете воспользоваться специально отведенным полем);
- каждое поле заполняется с начальной клетки;
- в клеточке ставится только один знак, который не должен нарушать границы заполняемого поля;
- запрещено делать пометки за границей полей или в тех полях, которые были заполнены при печати бланка;
- запрещается делать пометки на бланках ответов № 1 и № 2 о личности экзаменуемого.
Бланки ЕГЭ выглядят следующим образом:
«бланк регистрации» (личные данные) заполняется непосредственно перед самым началом экзамена. Сначала организаторы объясняют как правильно заполнять бланки и после этого дается время на заполнение. Это время не входит в продолжительность экзамена.
"Бланк ответов № 1" (Ответы на вопросы групп а, в) заполняется во время экзамена. В бланке имеются регистрационные поля, а также поля для ответов. Так как использование ластика или замазки строго запрещено, любые исправления вносятся в специально отведенные поля.
"Бланк ответов №2" (Ответы на задания части с – развернутый ответ). Ответы можно записывать в любой форме, как на школьных контрольных работах. Бланк №2 может быть заполнен с обратной стороны, в случае если не осталось места на лицевой стороне.
Дополнительный бланк ответов №2 предоставляется организаторами по вашему требованию, когда закончится место на предыдущем бланке ответов №2 ) заполняется по такому же образцу, как и бланк ответов №2.
Апелляция
Апелляция — это протест участника ЕГЭ, оформленный в виде особого письменного заявления в адрес конфликтной (апелляционной) комиссии, которая создается при ГЭК каждого субъекта федерации. Комиссия принимает и рассматривает апелляции двух видов: по процедуре проведения ЕГЭ, по результатам ЕГЭ.
Подача апелляции
Участник ЕГЭ имеет право подать апелляции:
- о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ — в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ до выхода из ППЭ;
- о несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ — в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними.
Примечание. Конфликтной комиссией не принимаются апелляции по вопросам:
- содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам
- связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
Правила поведения на экзамене
• Сосредоточься!
После предварительного ознакомления с материалами тестирования, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с лёгкого!
Начни отвечать на вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать боле ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай!
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллы только потому, что ты не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
• Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому задания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даёт тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
• Исключай!
Многие задания можно быстрее решить, если не искать правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
• Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем лёгким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на лёгких заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь!
Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• Угадывай!
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но если это не удаётся, не переживай. Вполне возможно, что количество решенных тобой заданий может оказаться достаточным для хорошей оценки.
О работе телефонов «горячей линии»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (495) 984-89-19
с понедельника по пятницу с 10-00 до 18-00
Департамент образования и науки Брянской области
(4832) 58-73-06
с понедельника по пятницу с 8-30 до 18-00
ГАУ ДПО (ПК) С «Брянский областной центр оценки качества образования»
(4832) 63-83-49
с понедельника по пятницу с 8-30 до 17-00